Четвертое последствие смут: Деяния завершаются неудачей и имеют плохие последствия

Из числа последствий смуты то, что вошедший в нее не извлекает из нее блага и не несет благо другим, он непременно будет иметь печальный исход и его ожидания не оправдаются.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Минхадж ас-Сунна» изучив смуты, которые имели место в ранние времена, сделал очень полезное заключение. Он сказал: “Нередко бывало так, что вышедший против правителя, обладающего властью, своим поступком приносил больше вреда, чем пользы”. Затем он упомянул примеры таких смут и сделал вывод относительно последствий и плодов смут, сказав: “Они ни религию не установили, ни мирское не сберегли”. См. «Минхадж ас-Сунна» 4/527-528.

Пример этому те, о которых мы рассказывали ранее. Те, кто не внял наставлению имама Ахмада и другая группа, которая так же не прислушалась к совету аль-Хасана аль-Басри. У них всех был один результат — “Они ни религию не установили, ни мирское не сберегли”. Часть их убили, часть заключили в тюрьмы, некоторые бежали. Одним словом – все они имели печальный исход.

Другой пример приводит имам аз-Захаби в своем труде «Сияр а‘лям ан-нубаля» в биографии аль-Хакама ибн Хишама ад-Дахыль аль-Амауи, который был правителем Андалусии. Он долго рассказывал о том, как процветало его государство, какой силой оно обладало, и какие победы он одерживал над римлянами, и т.п. После этого аз-Захаби сказал: “Возросло число ученых в Андалусии в государстве аль-Хакама, что даже было сказано, что в Къуртубе было четыре тысячи обладающих знанием из числа ученых и требующих знание. Однако, когда пришло время их гибели, Аллах сделал так, что им стало тяжело терпеть несправедливость аль-Хакама, и они сговорились свергнуть его. Затем они собрали войско для сражения с ним, и вспыхнула в Андалусии великая смута, обернувшаяся злом Исламу и его приверженцам”. См. «ас-Сияр» 8/253-260.

Затем аз-Захаби упомянул исход этой смуты, что число убитых достигало пяти тысяч, а уцелевшие были либо заключены в тюрьмы, либо бежали. Это еще раз подтверждает то, что подобными мятежами и смутами не принести пользы религии. И умен тот, кто учится на чужих ошибках, как было сказано.[1]

Большинство тех, кто участвовал в этой смуте, в конце сожалели о том, что ввязались в нее, и история немало передает подобного. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Поистине, ‘Аиша не принимала участия в сражении между сподвижниками, и не выходила для сражения, однако она вышла с намерением примерить мусульман, считая, что в ее выходе будет польза для мусульман. Но затем ей стало ясно, что лучше было бы ей не выходить. И когда она вспоминала о том, что вышла тогда, то плакала так сильно, что ее платок намокал. И так же большинство предшествовавших людей, кто ввязался в сражение (во время смуты), затем сожалели об этом, как Тальха, аз-Зубайр и ‘Али, да будет доволен ими всеми Аллах”. См. «Минхадж ас-Сунна» 4/316.

Айюб ас-Сахтияни (да смилуется над ним Аллах), говоря о чтецах, участвовавших в смуте Ибн аль-Аш‘аса, сказал: “Я не знаю ни одного из убитых, который ни стал бы жалеть о подобной участи, и не знаю ни одного из уцелевших, чтобы он не восхвалял Аллаха, Который его уберег”. Халифа ибн Хаят в «ат-Тарих» стр. 76.

Также из числа полезных сообщений на эту тему – история Зубайда ибн аль-Хариса аль-Ямия. Он является великим ученым Ислама и одним из передатчиков шести сборников хадисов.[2] Он был одним из тех, кто вступил в смуту Ибн аль-Аш‘аса, но уцелел и не принимал участия в убийствах. Мухаммад ибн Тальха рассказывал: “Как-то Зубайд увидел меня смеющимися в обществе аль-‘Аля ибн ‘Абдуль-Карима и сказал: “Если бы ты видел черепа[3], то не смеялся бы! И поистине, я бы желал, чтобы мою правую руку отрубили от предплечья, но только не принимать участия в этом!” Халифа ибн Хаят в «ат-Тарих» стр. 76.

После этого наступила другая смута, и Зубайд был призван к участию в ней. Обрати внимание на прекрасный ответ Зубайда, который видел последствия смуты и извлек урок из этого: Сообщается, что Ибн аль-Му‘тамир часто посещавший Зубайда и рассказывавший ему об убийствах членов семьи ‘Али (ахль аль-байт), призвал его выступить вместе с Зайдом ибн ‘Али, на что Зубайд ответил: “Я не выйду, кроме как вместе с пророком, а я не нахожу его!” Я‘къуб ибн Суфьян в «ат-Тарих» 3/107, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 19/473.

Это ответ человека, который воочию видел последствия смуты и испытал их на себе!


[1] Подобное говорил великий сподвижник – Ибн Мас’уд: “Счастливый тот, кто извлек урок из того, что постигло других!” Ибн Абу ‘Асым 1/67. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

[2] Под известными «шестью сборниками хадисов», подразумеваются: два сборника «ас-Сахих» аль-Бухари и Муслима, и четыре сборника «ас-Сунан» Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджах и ан-Насаи.

[3] Под «черепами» он имеет в виду головы мусульман, которые падали от ударов мечей самих мусульман, убивавших друг друга в сражении Ибн аль-Аш‘аса с аль-Хаджаджем. Ибн аль-Асир сказал: “То есть, если бы он видел громадное количество убитых чтецов и благородных людей, то не смеялся бы”. См. “ан-Нихая” 166.

You may also like...