Также из числа последствий смуты то, что она является причиной вовлечения в нее молодежи, их порчи и заблуждения. Она ведет их по пути, приводящему к опасным последствиям и печальному концу. По этой причине молодежь обязана не обольщаться благородными призывами, будоражащими девизами и приукрашенными лозунгами. Напротив, если призывают к чему-либо, то следует обратиться с этим к авторитетным ученым. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благодать с вашими старшими».[1] Ибн Хиббан 559, ат-Табарани в «аль-Аусат» 8991, аль-Хаким 1/131. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1778.
По этой причине, когда призывают к какому-либо пути и действию, необходимо возвращаться к старшим – к большим ученым, которые обладают твердыми знаниями, известны осмотрительностью и осторожностью при вынесении фатуа, и в разъяснении какого-либо вопроса, известны своим благоразумием и мудростью в наставлениях.
Но во время смут, молодежь заманивают и ввергают в губительные дела, из которых потом они не в состоянии найти выход. Втягивать молодежь — будущих разжигателей смут — начинают с незначительных и обычных с виду дел, к примеру, собирают группу людей и договариваются друг с другом, что объединяются на вере в Аллаха, Его ангелов, совершении молитвы, выдачи закята и т.д. Но к этому они добавляют еще некоторые условия, которые затем накладывают на молодого человека определенные обязательства. Так он и оказывается в партии (хизб) или секте, или возможно дал присягу кому-то, и т.п. Возможно, затем он одумается и захочет уйти, но уже трудно будет это сделать, так как провел много времени на этом пути и погряз в губительных делах. Подобное происходит с давних времен. Так, например, известный таби‘ий – Мутарриф ибн ‘Абдуллах аш-Шиххир (да будет доволен им Аллах) поведал нам эпизод из истории его молодости. Он рассказывал: “Мы часто приходили к Зайду ибн Сухану, который говорил: «О рабы Аллаха! Будьте великодушны и поступайте наилучшим образом. Поистине, путь рабов к Аллаху в двух вещах: богобоязненности и усердии!» Он был проповедником, увещевал и напоминал людям, внушал им страх перед Аллахом, воодушевлял и побуждал их к поклонению и подчинению Аллаху. И однажды, когда я пришел к нему, я обнаружил у людей запись примерно с таким текстом: «Господь наш – Аллах, Мухаммад – наш пророк, а Коран – предводитель наш. И мы будем с тем, кто поддерживает нас, а кто против нас, то над ним пребудет рука наша».
Таким образом, они написали то, в чем внешне не было никаких проблем для большинства из людей.
Мутарриф продолжил: “Затем Зайд стал подносить к каждому это писание и спрашивать его: «О такой-то, согласен ли ты с этим?» И каждый отвечал: «Да, я согласен!» И так продолжалось, пока он не дошел до меня, и спросил: «О мальчик, согласен ли ты с этим?» Я ответил: «Нет, я не согласен». Тогда он сказал: «Не спешите с этим мальчиком! И что же ты скажешь?» Я сказал: «Аллах взял с меня договор в Своем Писании, и я не стану заключать какой-либо иной договор, кроме того, что с меня взял Аллах в Своем Писании. После этого все до единого отказались от своего решения, и никто из присутствующих, а их было около тридцати, не утвердил то, что было написано им”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/204, Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 58/313.
Вывод: Смута завлекает многих молодых людей в разные организации и партии и обязывает их всякими присягами и подобными вещами, которые будут иметь отрицательные последствия.
[1] Имам ‘Абдуль-Къадир ибн Бадран аль-Ханбали сказал: “Старшие – это разбирающиеся в ситуациях. Находиться в их обществе и следовать за их мнением, является благодатью”. См. “Шарх аш-Шихаб” 48.